20 апреля заканчиваются продленные весенние каникулы. Как с понедельника будут учиться дети? И будут ли? На эти вопросы Министерство образования все еще не дает ответа, хотя мы очень настойчиво их задаем. По информации ведомства, сейчас прорабатываются разные сценарии и алгоритмы. Какой из них выберут, станет известно к концу недели. Возможно, с понедельника школьники пойдут на занятия или же перейдут на дистанционное обучение. Есть вероятность, что каникулы продлят еще на какой-то срок или четвертую четверть вовсе отменят, а аттестацию сделают по итогам трех предыдущих. Мы попросили учителей и родителей поделиться мнением, как они относятся к этим альтернативам.
Иллюстративный снимок. Фото: Катерина Гордеева, TUT.BY
Один из вариантов — с понедельника дети пойдут в школу на занятия, хотя такое решение в нынешней эпидемиологической ситуации кажется неожиданным. По информации Министерства здравоохранения, еще две-три недели количество зараженных коронавирусом будет увеличиваться на 300−400 в сутки, пик ожидается в конце апреля — начале мая. Пойти в этот период в школу — значит, существенно увеличить количество контактов, которых сейчас лучше избегать. Кроме того, уже в марте родители неохотно отпускали детей на занятия — в классах из 25 человек могли заниматься лишь 8. Если бы каникулы закончились неделю назад, то в школу, по информации учителей, были готовы пойти 1−8 детей из классов, в которых учатся 20−30 человек. О высоком качестве учебного процесса в таких условиях говорить сложно.
Какова вероятность, что школы переведут на дистанционное обучение? Довольно высокая. Как рассказывают собеседники TUT.BY, еще в понедельник, 13 апреля, учителей попросили собрать данные, у кого из детей дома есть интернет и компьютер и готовы ли они учиться дистанционно. В Министерстве образования эту информацию не подтверждают, но и не опровергают, хоть однозначного ответа по какой-то причине не дают.
Продлят ли снова каникулы? Это известно лишь президенту Александру Лукашенко: в последнее время он занимается принятием подобных решений.
Иллюстративный снимок. Фото: Reuters
Вероятность того, что четвертую четверть отменят, а аттестацию сделают по трем предыдущим, не очень высокая. В этом убеждают специалисты Национального института образования: они разработали для учителей рекомендации, как перераспределить время из учебных программ, чтобы успеть пройти все темы. Вряд ли бы специалисты делали такой объем работы, зная, что она окажется ненужной.
«Пробуем готовиться к дистанционному обучению. Но никто не говорит, на какой платформе оно будет проходить, в какой форме»
Учительница начальных классов из Брестской области рассказывает, что ее коллективу до сих пор никто не сообщил, как они будут работать с понедельника.
— О решениях мы узнаем в последнюю очередь, — говорит педагог. — Неделю назад, когда еще не было известно о продлении каникул, я собиралась идти на работу в понедельник и настраивала себя на то, что буду преподавать для одного ребенка в классе, которого родители были готовы отпустить в школу. Планировалось, что с остальными мы будем заниматься вечером по интернету. Но тогда все резко поменялось. Сейчас, похоже, будет то же самое.
По словам педагога (эту информацию TUT.BY подтверждают несколько учителей), в начале недели ее попросили сделать опрос, у кого из детей есть компьютер дома и смогут ли они заниматься дистанционно.
— Пробуем готовиться к дистанционному обучению. Но опять же. Никто не говорит, на какой платформе оно будет проходить, в какой форме. Столько вопросов — а в ответ ничего не слышно.
Учительница считает, что в начальной школе можно было бы вовсе отменить занятия, а вот старшую школу — перевести на дистанционное.
Иллюстративный снимок. Фото: Анжелика Василевская, TUT.BY
— Мои второклассники хорошо умеют читать, писать и считать. Темы, которые мы сейчас проходим, потом будут повторяться и в третьем классе, и в четвертом. То есть большой катастрофы, что они сейчас что-то пропустят, нет. В этой всей ситуации, как мне кажется, страдают выпускные классы, которым нужно готовиться к поступлению и у которых весь процесс пошел под откос. Перевести их на дистанционное обучение смысл есть. Плюс они уже достаточно самостоятельные, чтобы делать это без помощи взрослых. Главное, чтобы у них была мотивация. А если ее нет, то хотя бы контроль.
Сама учительница готова перейти на дистанционное преподавание, только, говорит, об этом хотелось бы знать заранее, чтобы было время подготовиться.
— Все-таки мы в таком формате еще ни разу не работали. Недавно нам прислали календарное планирование на четвертую четверть, какие темы ужать, где сократить часы. Все четко и понятно. Хотелось бы увидеть похожие рекомендации и насчет дистанционного обучения, если оно все-таки будет.
«Младшие школьники могут завершить учебный год хоть завтра, а вот по отношению к выпускникам это будет безответственно»
На вопрос, каким образом сейчас стоит продолжать обучение, у учителя Анны Северинец ответ однозначный: только переход на дистанционное.
— Такова эпидемиологическая ситуация. Выводить детей в школу сейчас нельзя. Большое количество учителей находится в зоне риска.
Иллюстративный снимок. Фото: Александр Чугуев, TUT.BY
Сама Анна за прошедшую неделю подготовилась к возможному переходу на «дистанционку», продумала и организовала этот процесс, «учитывая мощности своих детей и их обеспеченность гаджетами».
— За эту неделю, которая считается каникулярной, мы даже оценки наработали. И, в принципе, с понедельника готовы учиться по своей программе.
Завершить год досрочно — такой сценарий Анна Северинец считает безответственным по отношению к 11-классникам.
— Младшие школьники могут завершить учебный год хоть завтра, потому что пропущенные занятия можно нагнать и в сентябре, программа это позволяет. А вот по отношению к выпускникам это будет безответственно.
«Что плохо в этой ситуации — нет определенности»
Дочь Катерины учится в 11-м классе одной из гимназий Минска. По ее словам, чего-то страшного в том, что сейчас происходит с образовательным процессом, она не видит. Дочь занимается самостоятельно, за счет продлившихся каникул она стала больше времени уделять профильным предметам, по которым через два месяца ей предстоит сдавать ЦТ.
— Что плохо в этой ситуации — нет определенности, что будет дальше: каникулы, переход на дистанционное, самостоятельное обучение? Получается, ты немного подвисаешь в воздухе и не знаешь, как правильно распорядиться временем.
Катерина рассказывает, что репетиторы, с которыми занимается дочка, быстро среагировали на ситуацию.
Иллюстративный снимок.
— Они понимали, что в ближайшее время живых встреч не будет. Поэтому перешли в онлайн.
По мнению Катерины, сейчас оптимальным решением будет или оставить все как есть, или перейти на дистанционное онлайн-обучение.
— Мы обсуждали с дочкой, что если учителя будут выкладывать задания где-то на платформе, то дети просто спишут домашку. Тогда нет никакого смысла в таком дистанционном обучении. На этой неделе у родителей стали спрашивать, есть ли у нас ноутбук, выход в интернет. Но мне кажется, что в ближайшее время ничего с дистанционным обучением не решится, а если решится, то это будет в формате «прислать задание — выполнить — отправить его». Вряд ли оно будет в режиме онлайн.
«Некоторые педагоги даже не умеют пользоваться компьютером, регистрироваться на разных платформах»
Юлия — мама второклассника, который ходит в одну из деревенских школ Гродненской области. Сама женщина когда-то работала в ней учителем. По ее словам, «школа пока молчит», как дети будут учиться дальше.
Юлия говорит, что она готова отправить своего ребенка в понедельник на занятия. К дистанционному обучению — тоже, но только при условии, что оно будет грамотно организовано.
— Просто я не уверена, что наши учителя потянут дистанционное обучение. Некоторые педагоги даже не умеют пользоваться компьютером, регистрироваться на разных платформах. Как они это будут делать, я не представляю. И не все родители тоже владеют этими навыками. Некоторые даже не знают, что такое электронная почта.
Вторая проблема — не у всех детей дома есть компьютеры и выход в интернет, говорит собеседница.
— Например, своему ребенку я не покупала смартфон: не считаю, что он нужен во втором классе. Когда меня нет дома, доступ к интернету ограничен, без своего присутствия не разрешаю им пользоваться. А я до вечера на работе. У многих семей в классе нет компьютеров. Подозреваю, что они вряд ли смогут установить какие-то программы. Если бы раньше у нас проводились занятия по интернету, постепенно вводили элементы «дистанционки», сейчас было бы гораздо проще.
Хотите быть здоровым? Раз в неделю наш редактор будет присылать лучшие советы врачей и новости медицины
Пожалуйста, укажите правильный e-mail
Источник: news.tut.by