Полёт без лишних забот

Полёт без лишних забот

Говорят, что старый друг лучше новых двух. Для авиационной индустрии здоровый консерватизм является надёжной защитой инвестиций. Прежде чем приобрести дорогостоящий летательный аппарат, грамотный покупатель трижды подумает о будущем: где обучить лётный и технический состав, где проводить техобслуживание и ремонт. Для машин, хорошо себя зарекомендовавших на рынке, уже выстроена мощная инфраструктура, но как быть с новинками? В случае с вертолётом Bell 505 Jet Ranger X новизна машины не должна настораживать: в России появился продукт, обеспеченный всеми необходимыми сервисами.

Канада, США, Европа, далее везде

Семейство Bell 206, растиражированное с середины 1960-х годов более чем в 7 тысячах экземпляров, было настоящим бестселлером в сегменте лёгких вертолётов. Однако время берёт своё: в 2010 году сборочную линию покинул последний Bell 206B-3, а ещё спустя семь лет пришёл черед удлинённого Bell 206L LongRanger. У ведущего североамериканского производителя уже был козырь в кармане — новый пятиместный Bell 505 Jet Ranger X. К моменту его выхода на рынок множество частных и корпоративных владельцев сделали свой выбор в пользу Robinson R66, и отвоевать свою рыночную долю было непросто. Однако первые годы продаж показывают, что эта миссия выполнима.

Прежде всего, компании было необходимо получить пропуск на рынок — сертифицировать новинку в ведущих авиационных администрациях мира. Первоначально сертификат типа выдан 21 декабря 2016 года транспортными властями Канады. Спустя два месяца сертифицировано производство сборочной линии в Мирабеле (Квебек, Канада) и состоялась первая поставка частному владельцу. Летом 2017 документ выдала американская авиационная администрация FAA. Европейская сертификация последовала 12 ноября 2017 года, в мае 2018 года — китайская. 28 марта 2019 года Росавиация выдала сертификат FATA-01014R. Также сертификаты валидировали авиационные власти Австралии, Аргентины, Гватемалы, Индонезии, Мексики, Новой Зеландии, Перу, Чили, Южной Кореи, Японии и других стран.

Следом начались поставки, и счётчик переданных потребителям машин достаточно быстро миновал первую, а затем и вторую сотню. В августе 2019 года производитель отчитался о том, что в эксплуатации на шести континентах находятся свыше 200 машин, которые успели налетать более 20 тыс. часов. Такой показатель — один из лучших для всех моделей американского производителя. Получить такие результаты можно лишь в одном случае — обеспечив высокие темпы подготовки лётного и технического персонала, а также поддерживая парк в исправном состоянии.

Большой прогресс для маленького вертолёта

Подготовка пилотов нового вертолёта — непростая задача, однако решить её компании Bell помогают предыдущие наработки. Конечно, в плюс идут некоторые родовые особенности — 505-я машина получила в наследство от Bell 206 элементы несущей системы, так что её поведение в воздухе оказывается предсказуемым для тех, кто освоил предшествующую модель. Однако полностью новая кабина меняет представление о полёте. Интегрированный комплекс авионики Garmin G1000H обеспечивает навигацию, радиосвязь. С помощью двух дисплеев с диагональю 10,4 дюйма можно осуществлять планирование полётов, наблюдать за движущейся картой, оценивать работоспособность систем. Опциональные режимы помогают выполнять полёты, повышая ситуационную осведомлённость: информируют о рельефе местности, предупреждают о риске столкновения с поверхностью, информируют о находящихся поблизости воздушных судах, оснащённых ответчиками ADS-B. Применение полностью цифровой системы управления двигателем типа FADEC существенно упрощает управление силовой установкой.

Под стать «электронному» вертолёту и средства обучения. Расположенная в американском Форт-Уорт (Техас) лётная академия Bell (Bell Training Academy) предлагает курсантам полный курс подготовки на Bell 505 Jet Ranger X. В распоряжении учебного центра два вертолёта, а также новейший тренажёр. Специфика этого симулятора заключается в том, что он, не будучи полностью подвижным, всё же существенно превосходит многие аналоги по достоверности ощущений от полёта. Стоит «запустить двигатель», как кабина симулятора начинает раскачиваться взад-вперёд в такт набирающему частоту вращения несущему винту. Характерные для вертолёта вибрации и шумовые эффекты дополняются весьма детализированной и реалистичной картинкой, создаваемой системой закабинной визуализации. И хотя тренажёр не имеет полноценной системы подвижности, по отзывам курсантов ощущения очень близки к тем, которые можно получить в реальном полёте. Но что самое важное — на тренажёре можно безопасно отрабатывать различные отказы и особые случаи, происходящие в полёте. Поэтому желающие могут попрактиковаться в пилотировании при отказах матчасти, усугубив эти проблемы ветром или ливнем.

Обычная недельная программа начальной лётной подготовки пилотов Bell 505 включает теоретическую часть, два часа на тренажёре и три полёта на реальном вертолёте. Нагрузка на машины достаточно большая: за первый год налёт составил по 500 часов на каждый из бортов, причём, если в 2017 году Bell Training Academy выпустила 55 курсантов, отучившихся на 505-й машине, то в 2018 году их количество почти удвоилось.

Впрочем, с учётом планов по выпуску от 150 до 200 вертолётов в год, мощностей только одного учебного центра будет недостаточно. В азиатском регионе крупнейший центр расположен в Сингапуре, в то время как европейские клиенты могут обратиться в компанию Heli Protection Europe. Её учебный центр, расположенный на юге Франции, имеет сертификат, выданный Росавиацией 15 октября 2019 года.

Школа ТОиР нового поколения

Родство с популярным Bell 206 помогает переучиться на новый тип воздушного судна не только пилотам, но и техническому персоналу. Но для кого-то Bell 505 Jet Ranger X может стать первым вертолётом, который нужно будет обслуживать. Поэтому большое внимание уделяется созданию интерактивного учебного материала, изучение которого в компьютерных классах позволит курсантам получить детальное представление о конструкции воздушного судна и его основных агрегатов, а также отработать отдельные сервисные операции.

Компанией Bell создана программа Unity, которая использует детальные 3D модели вертолёта. Возможность взглянуть на каждый отсек, агрегат с разных ракурсов и с различным увеличением создаёт эффект присутствия. Если ранее техникам нужно было ознакомиться со схемами и иллюстрациями, а потом долго искать соответствие между учебными материалами и натурными агрегатами, то теперь процесс обучения ускоряется и упрощается. В ряде случаев есть возможность увидеть конструкцию с таких ракурсов, которые для настоящего вертолёта невозможны без частичной разборки: на мониторе можно сделать отдельные узлы «прозрачными», открыв обзор на расположенные за ними элементы. Конечно, большими преимуществами компьютерных средств обучения являются мобильность и возможность быстрого развёртывания. Установленная на ноутбуке программа Unity доступна практически в поле.

Тем не менее, как бы далеко ни шагнули технические средства, отказаться от учебных центров и перейти на дистанционное обучение невозможно. Российским пользователям доступно обучение как в США, в Форт-Уорт, так и непосредственно в России. На подмосковном вертодроме «Горка» действует одноимённый авиационный учебный центр, осуществляющий дополнительную профессиональную подготовку по программам повышения квалификации «Подготовка инженерно-технического персонала по техническому обслуживанию вертолёта Bell 505 с двигателем Arrius 2R» с квалификационными отметками B1.3 и B2. Соответствующее приложение к сертификату АУЦ выдано Росавиацией 28 октября 2019 года.

Сервис в России и по всему миру

Компания Bell за минувшие десятилетия сумела создать мощную сеть из более чем ста сервисных центров, обеспечивающих поддержку эксплуатантов в 34 странах, в том числе 20 центров расположены в Европе. В значительной степени этот потенциал будет доступен и владельцам Bell 505. В частности, в октябре 2019 года «Казанское авиапредприятие» получило допуск на выполнение техобслуживания Bell 505.

Как рассказал «АвиаПорту» генеральный директор АО «Казанское авиапредприятие» Магомед Закаржаев, ранее компания освоила обслуживание нескольких моделей вертолётов американского производителя: Bell 206B3, 407, 427,429 и 430. Подготовка к освоению нового типа предполагала обучение персонала, закупку специального оборудования и инструмента, а также формирование склада запасных частей. М. Закаржаев подчеркнул, что сегодня на складе размещаются более чем 300 позиций, а суммарные инвестиции (с учётом обучения трёх инженеров по летательному аппарату и двигателю и трёх — по авиационному и радиоэлектронному оборудованию) составили порядка 4 млн рублей. Обучение специалисты авиапредприятия проходили в Форт-Уорте и Сингапуре.

Компания уже «познакомилась» со всеми тремя ввезёнными в Россию воздушными судами этого типа: уже в России были собраны и облётаны вертолёты, а также выполнены первые календарные формы периодического техобслуживания. По отзывам специалистов предприятия, основные виды работ во многом повторяют программу технического обслуживания вертолёта Bell 206B3 в силу того, что вертолёт Bell 505 был построен на базе 206-го, и большое количество компонентов было взято со старшей, хорошо зарекомендовавшей себя модели. При этом была внедрена современная система обслуживания MSG-3, которая обеспечивает существенное уменьшение трудоёмкости выполнения работ без снижения уровня безопасности полётов. Также специалисты отмечают, что машина имеет удобные подходы к зонам обслуживания, на вертолёте есть много легкосъёмных капотов и панелей, что делает процесс технического обслуживания максимально удобным.

По словам гендиректора АО «Казанское авиапредприятие», со всеми тремя собственниками вертолётов заключены контракты на техническое обслуживание, в рамках которых владельцы имеют доступ к полной гарантийной и послегарантийной поддержке.

И производитель вертолёта, и разработчик двигателя — компания Safran Helicopter Engines — предлагают своим клиентам сервисные программы. Решение Customer Advantage Plan от Bell обеспечивает прогнозируемые расходы на поддержание с фиксированной ставкой за лётный час, приоритетный доступ к деталям и агрегатам, а также простое планирование работ. В свою очередь, Safran ещё в марте 2017 года подписала первый контракт 5Star Plan на поддержку двигателей первых двух вертолётов, поступивших в Bell Training Academy. 5Star Plan рассчитан на компании, эксплуатирующие до пяти вертолётов. В пакете — пять уровней услуг, включая запланированные и внеплановые мероприятия, доступ к возвратно-обменному пулу запчастей и подменным двигателям, продление гарантийных обязательств и поддержку.

Наконец, в соответствии с современными тенденциями, Bell обеспечивает эксплуатантам 505-й модели доступ к порталу, на котором размещены технические публикации, а также технические и сервисные бюллетени.

Сегодня в России зарегистрировано три вертолёта Bell 505 Jet Ranger X, но вскоре парк машин этого типа увеличится. По оценкам Сергея Филатова, регионального директора Bell по России и странам СНГ, в ближайшие годы ожидается поставка в наш регион нескольких десятков этих вертолётов, а география их использования расширится. Так что вслед за увеличением флота в России появятся и новые провайдеры услуг, обеспечивающие качественные, оперативные и доступные по цене сервисы.

Источник: aviaport.ru